Математическая статистика в спортивных исследованиях

Пособие по математической статистике предназначено для студентов вузов физической культуры. В пособии подробно описаны следующие разделы: первичная обработка результатов эксперимента, проверка статистических гипотез, корреляционный анализ. С пособием можно ознакомиться в библиотеке НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

Самсонова А.В., Барникова И.Э. Математическая статистика в спортивных исследованиях: учебное пособие: НГУ им. П.Ф.Лесгафта, СПб., 2022. – 122 с.

Обложка учебного пособия А.В. Самсоновой и И.Э. Барниковой Математическая статистика в спортивных исследованиях

Самсонова А.В., Барникова И.Э.

Учебное пособие «Математическая статистика в спортивных исследованиях»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ6
ГЛАВА 1.Основные понятия и определения9
1.1.Математическая терминология9
1.2.Основные понятия теории вероятностей и математической статистики13
1.3.Законы распределения случайных величин17
ГЛАВА 2.Эмпирические законы распределения24
2.1.Составление вариационных рядов24
2.2.Графическое представление эмпирических законов распределения31
ГЛАВА 3.Числовые характеристики выборки34
3.1.Классификация характеристик выборки34
3.2.Характеристики положения35
3.3.Характеристики рассеяния (вариативности)37
3.4.Характеристики формы распределения38
3.5.Расчет числовых характеристик выборки41
3.6.Точечное и интервальное оценивание числовых

характеристик выборки

45
3.7.Интерпретация полученных данных и их представление в научных публикациях47
ГЛАВА 4.Проверка правдоподобия статистических гипотез (номинальная шкала)51
4.1.Виды статистических шкал51
4.2.Критерии независимости номинальных переменных (независимые выборки)53
4.2.1.Таблицы сопряжённости54
4.2.2.Критерий независимости56
4.2.3.Поправка Йетса на непрерывность58
4.2.4.Порядок проведения проверки статистических гипотез о независимости признаков с помощью критерия58
4.3.Критерии независимости номинальных переменных (связанные выборки)63
4.3.1.Критерий МакНемара (связанные выборки)63
4.3.2.Критерий φ* – угловое преобразование Фишера70
ГЛАВА 5.Проверка правдоподобия статистических гипотез (порядковая, интервальная шкалы и шкала отношений74
5.1.Понятие статистической гипотезы74
5.2.Понятие статистического критерия76
5.3.Классификация критериев значимости77
5.4.Обоснование выбора статистического критерия78
5.5.Проверка гипотезы о нормальном распределении

генеральной совокупности (критерий Шапиро-Уилки)

81
5.6.Сравнение независимых выборок. Критерии Фишера, Стьюдента, Вилкоксона и Манна-Уитни85
5.6.1.Проверка гипотезы о равенстве дисперсий генеральных совокупностей (F-критерий Фишера)86
5.6.2.Проверка гипотезы о равенстве средних арифметических генеральных совокупностей (t-критерий Стьюдента)87
5.6.3.Сравнение связанных выборок. Проверка гипотезы о равенстве медиан генеральных совокупностей (критерии Вилкоксона и Манна-Уитни)96
5.7.Сравнение связанных выборок. Критерии Стьюдента и знаковых рангов Вилкоксона103
5.7.1.Проверка гипотезы о равенстве нулю среднего арифметического генеральной совокупности (t-критерий Стьюдента)103
5.7.2.Проверка гипотезы о равенстве нулю медианы генеральной совокупности (критерий знаковых рангов Вилкоксона)106
ГЛАВА 6.Корреляционный анализ109
6.1.Постановка задачи и основные понятия109
6.2.Коэффициенты корреляции и их свойства110
6.3.Расчет коэффициента корреляции Пирсона112
6.4.Расчет коэффициента корреляции Спирмена115
6.5.Интерпретация и представление результатов корреляционного анализа в научных публикациях117
ЛИТЕРАТУРА120

Введение

Для специалистов области физической культуры и спорта необходимо не только знать, но и уметь применять методы математической статистики в научной и практической деятельности. Это диктуется следующими обстоятельствами:

  • При помощи методов математической статистики можно «сжать» имеющуюся информацию и представить её в виде нескольких числовых характеристик. Например, результаты 5000 спортсменов, показанные на соревнованиях по кроссу, можно свести к нескольким показателям, которые без потери существенной информации будут их характеризовать.
  • Можно оценить влияние одного фактора на другой. Например, установить, как меняется время пробегания второй половины 400 м дистанции в зависимости от того, как преодолевается первая.
  • При помощи методов математической статистики можно охарактеризовать состояние спортсмена и спрогнозировать показанный им результат. Так, например, спортсмен-марафонец не может для определения своей готовности к соревнованиям пробегать марафонскую дистанцию. Поэтому эти спортсмены перед соревнованиями тестируют себя посредством ряда контрольных упражнений. Затем, используя методы математической статистики, они стараются определить, какой результат может показать спортсмен.
  • Посредством математической статистики можно косвенно оценить значение показателя, который напрямую измерить невозможно. Так, например, значение ударного объема крови измерить напрямую очень сложно, однако, зная пульсовое и диастолическое давление, а также возраст человека, на основании уравнения регрессии можно оценить этот показатель.
  • И конечно современный специалист должен быть осведомлен о последних достижениях в его области. Эту информацию он получает из книг, журналов и сети ИНТЕРНЕТ. Большинство современных журналов, публикующих экспериментальный материал, приводят различные статистические показатели. Если специалист не понимает сути представленной информации, она будет ему недоступна.

Современные статистические пакеты: STATGRAPHICS, STATISTICA, SPSS, STADIA и др. позволяют выполнить сложнейшую обработку результатов эксперимента. Обширная литература (Дюк В., 1997; Бююль А., Цефель П., 2005; Катранов А.Г., Самсонова А.В., 2005; Петрунин Ю.Ю., 2010; Наследов А.Д., 2013; Тюрин Ю.Н., Макаров А.А., 2016; Барникова И.Э., 2016; Барникова И.Э., Самсонова А.В., 2017) помогает освоить работу с ними самостоятельно.

Однако, во-первых, задачи обработки данных необходимо сформулировать; во-вторых, ввести их в компьютер на соответствующем “математическом” языке; в-третьих, провести вычисления, в-четвертых, интерпретировать полученные результаты, сделав из них правильные выводы и в-пятых, правильно представить полученные данные.

В этом учебном пособии вы познакомитесь с основными методами математической статистики, которые необходимы для успешной работы над дипломной работой. Представленные методы иллюстрируются с помощью примеров из области физической культуры и спорта. Для понимания сущности применяемых процедур все расчеты представлены в виде формул без применения компьютерных программ.

При написании текста были использованы материалы учебных пособий:

  1. Катранов, А.Г. Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований /А.Г. Катранов, А.В. Самсонова: Учебное пособие. – СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2005. – 132 с.
  2. Барникова, И.Э Компьютерная обработка экспериментальных данных в педагогике и биомеханике в области физической культуры и спорта: учеб. пособие / И.Э. Барникова; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб., 2016. – 184 с.
  3. Барникова, И.Э Информационные технологии в обработке анкетных данных в педагогике и биомеханике спорта: учеб. пособие / И.Э. Барникова; А.В. Самсонова; НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург – СПб.: [Б.и.], 2017. – 103 с.

Похожие записи:


Тест времени реакции на сигнал
Представлена программа расчета времени реакции на сигнал, предназначенная для использования в учебных целях, например на занятиях по…

Физическое развитие сильнейших чешских хоккеистов
Представлены статистические характеристики сильнейших хоккеистов Чешской Республики: рост, вес, индекс массы тела. В статье приведены статистические…

Этапы и методы факторного анализа
Рассмотрены первые два этапа факторного анализа (постановка проблемы, отбор и измерение переменных для исследования, подготовка матрицы исходных…

Обучение двигательным действиям без ошибок
Учебное пособие доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта,…

Гормоны и гипертрофия скелетных мышц
В пособии представлены современные фактические данные о теории и практике увеличения массы скелетных мышц под…

Тейпирование в спорте — книга
Учебное пособие канд. мед. наук, доцента, профессора кафедры спортивной медицины и технологий здоровья НГУ им. П.Ф. Лесгафта Валерия…