Обоснование выбора критерия значимости
Приступая к выбору критерия, необходимо ответить на ряд вопросов:
- В какой статистической шкале представлены экспериментальные данные?
- Является случайная величина дискретной или непрерывной?
- Являются ли сравниваемые выборки независимыми или связанными?
- Соответствует ли распределение экспериментальных данных нормальному закону?
- Какова педагогическая гипотеза?
Описание статистических шкал, дискретных и непрерывных случайных величин приведено на других страницах. Здесь мы познакомимся с тем, какие бывают выборки и какие критерии применяются при использовании различных шкал
Характеристика выборок
Определения и примеры
Если одному случаю из первой выборки соответствует один и только один случай из второй выборки такие выборки называются связанными (зависимыми).
Примеры связанных выборок: пары близнецов; два измерения какого-либо признака до и после экспериментального воздействия.
В случае, если такая взаимосвязь между выборками отсутствует, то эти выборки считаются независимыми.
Примеры независимых выборок: мужчины и женщины; психологи и математики; измерения одного и того же признака в контрольной и экспериментальной группах.
Связанные выборки всегда имеют одинаковый объём, а объём независимых может отличатся.
Теперь разберем, какие критерии мы можем использовать, если результаты исследования представлены в различных шкалах
Номинальная шкала
Если данные представлены в номинальной шкале, для проверки статистических гипотез используются:
Если выборки независимые:
- критерий хи-квадрат (chi-square test);
- Критерий хи-квадрат с поправкой Йетса;
- Точный критерий Фишера (Fisher’s exact test).
Если выборки связанные:
Порядковая шкала И дискретные случайные величины
Если данные представлены в порядковой шкале или имеем дело с дискретными случайными величинами, для проверки статистических гипотез, если имеются две выборки применяются следующие критерии:
- Манна-Уитни (независимые выборки);
- Знаков (связанные выборки);
- Знаковых рангов Вилкоксона (связанные выборки).
Интервальная шкала и шкала отношений
Если экспериментальные данные, представлены в интервальной шкале или шкале отношений то в зависимости от педагогической гипотезы, типа выборок и соответствия распределения экспериментальных данных нормальному закону используются следующие критерии:
Тип выборок | Педагогическая гипотеза | Норм закон. | Критерий |
Независимые | Существуют ли достоверные различия в вариативности результатов в контрольной и экспериментальной группах? | Да | F-критерий Фишера |
Существуют ли достоверные различия в результатах, показанных в контрольной и экспериментальной группах? | Да | T-критерий Стьюдента (независимые выборки) | |
Нет | Критерий Манна-Уитни | ||
Связанные | Существуют ли достоверные различия в результатах, показанных одними и теми же испытуемыми до и после эксперимента? | Да | T-критерий Стьюдента (связанные выборки) |
Нет | Критерий Вилкоксона Критерий знаков |
Литература
- Высшая математика и математическая статистика: учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Г. И. Попова. – М. Физическая культура, 2007.– 368 с.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ / Под ред. В.С. Иванова.– М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.