Обоснование выбора критерия значимости (две выборки)
Приступая к выбору критерия значимости, необходимо ответить на ряд вопросов:
- В какой статистической шкале представлены экспериментальные данные?
- Является случайная величина дискретной или непрерывной?
- Являются ли сравниваемые выборки независимыми или связанными?
- Соответствует ли распределение экспериментальных данных нормальному закону?
- Какова педагогическая гипотеза?
Описание статистических шкал, дискретных и непрерывных случайных величин и типов выборок приведено на других страницах. Здесь мы познакомимся с тем, какие критерии применяются при использовании различных шкал.
- Информационные технологии в обработке анкетных данных в педагогике и биомеханике спорта (электронная книга)
- Математическая статистика в спортивных исследованиях (электронная книга)
- Факторный анализ в педагогических исследованиях в области физической культуры и спорта
- Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований
Номинальная шкала
Если данные представлены в номинальной шкале, для проверки статистических гипотез используются:
Если выборки независимые:
- критерий хи-квадрат (chi-square test);
- Критерий хи-квадрат с поправкой Йетса;
- Точный критерий Фишера (Fisher’s exact test).
Если выборки связанные:
Порядковая шкала И дискретные случайные величины
Если данные представлены в порядковой шкале или имеем дело с дискретными случайными величинами, для проверки статистических гипотез, если имеются две выборки применяются следующие критерии:
- Манна-Уитни (независимые выборки);
- Знаков (связанные выборки);
- Знаковых рангов Вилкоксона (связанные выборки).
Интервальная шкала и шкала отношений
Если экспериментальные данные, представлены в интервальной шкале или шкале отношений то в зависимости от педагогической гипотезы, типа выборок и соответствия распределения экспериментальных данных нормальному закону используются следующие критерии:
Тип выборок | Педагогическая гипотеза | Норм закон. | Критерий |
Независимые | Существуют ли достоверные различия в вариативности результатов в контрольной и экспериментальной группах? | Да | F-критерий Фишера |
Существуют ли достоверные различия в результатах, показанных в контрольной и экспериментальной группах? | Да | T-критерий Стьюдента | |
Нет | Критерий Манна-Уитни | ||
Связанные | Существуют ли достоверные различия в результатах, показанных одними и теми же испытуемыми до и после эксперимента? | Да | T-критерий Стьюдента |
Нет | Критерий Вилкоксона Критерий знаков |
Литература
- Высшая математика и математическая статистика: учебное пособие для вузов / Под общ. ред. Г. И. Попова. – М. Физическая культура, 2007.– 368 с.
- Основы математической статистики: Учебное пособие для ин-тов физ. культ / Под ред. В.С. Иванова.– М.: Физкультура и спорт, 1990. 176 с.
- Самсонова, А.В. Математическая статистика в спортивных исследованиях: учебное пособие / А.В. Самсонова, И.Э. Барникова: НГУ им.П.Ф.Лесгафта, Санкт-Петербург.- СПб [б.и.], 2022.- 122 c.
- Учебные пособия по статистике
- Видеоуроки по Statgraphics
- Введение в математическую статистику
- Генеральная совокупность и выборка
- Статистические шкалы
- Эмпирические распределения
- Числовые характеристики выборки
- Стандартная ошибка среднего арифметического
- Представление результатов исследования
- Точечное и интервальное оценивание числовых характеристик
- Элементы теории вероятностей
- Нормальный закон распределения (закон нормального распределения)
- Статистические гипотезы
- Критерии проверки статистических гипотез
- Критерии согласия
- Обоснование выбора критерия значимости
- Параметрические критерии
- Статистические операции в номинальной шкале
- Представление данных статистического анализа
- Корреляционный анализ
- Представление данных корреляционного анализа
- Регрессионный анализ
- Представление результатов регрессионного анализа