Факторный анализ

Дается определение одного из распространенных многомерный методов статистического анализа – факторного анализа. Описана основная суть этого статистического метода и основные области его применения. Дается характеристика двум видам факторного анализа: эксплоаторному и конфирматорному факторному анализу.

Факторный анализ

Определение

Факторный анализ  – это процедура, с помощью которой большое число переменных, сводится к меньшему количеству независимых влияющих величин, называемых факторами. При этом в один фактор объединяются переменные (признаки), сильно коррелирующие (связанные) между собой. Переменные (признаки), относящиеся к разным факторам слабо коррелируют между собой.

Области применения факторного анализа

Факторный анализ используется при исследовании сложных объектов и систем (например, в психологии, биологии, социологии, экономике и др.) в том случае, когда напрямую невозможно измерять величины, определяющие свойства этих объектов (так называемые факторы). Однако для измерения доступны другие величины (переменные, признаки), которые зависят от этих факторов. Иными словами, фактор, который мы не можем измерить напрямую, проявляется в изменении нескольких переменных.

В области физической культуры и спорта в роли переменных могут выступать результаты тестирования уровня технической, физической, тактической подготовленности спортсменов, а также результаты медико-биологических и педагогических исследований.

Виды факторного анализа

Существует два основных вида факторного анализа – эксплораторный (исследовательский, разведочный) и конфирматорный (подтверждающий гипотезу).


Более подробно о методах статистической обработки данных рассказано в книгах "Факторный анализ в педагогических исследованиях в области физической культуры и спорта", "Информационные технологии в обработке анкетных данных в педагогике и биомеханике спорта" и "Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований"


Эксплоаторный факторный анализ

Эксплораторный факторный анализ проводится на ранних этапах исследования, когда почти ничего не известно о структуре изучаемого явления и имеется значительное количество исходных данных. Цель проведения такого анализа – выявление латентной внутренней структуры и снижение размерности, то есть сокращение количества исследуемых переменных за счет объяснения их через новые факторные переменные. В ходе этого анализа, если необходимо, формулируются гипотезы, которые могут быть использованы для дальнейшего исследования.

Конфирматорный факторный анализ

Конфирматорный факторный анализ проводится для подтверждения уже выработанных гипотез. Этот вид факторного анализа  имеет строгие показатели и строгие критерии. Он предполагает, что уже выявлено какое-то количество факторов, необходимых для исследования и служит инструментом для проверки правильности выработанных гипотез, подтверждения выбранной структуры.  Изучаемые факторы тщательно продумываются и подбираются.

Исследователями в основном используется эксплораторный факторный анализ.

Литература

  1. Бююль, А. SPSS: Искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей /А. Бююль, П. Цефель.– СПб: Диасофт.– СПб, 2001.– 608 с.
  2. Дубров, А.М. Многомерные статистические методы для экономистов и инженеров /А.М. Дубров, В.С. Мхитарян, Л.И. Трошин /Учебн. для студ. эконом. специальностей ВУЗов.– М.: Финансы и статистика, 2000.
  3. Дюк, В. Обработка данных на ПК в примерах / В. Дюк.– СПб: Питер, 1997. – 240 с.
  4. Зациорский, В.М. Кибернетика, математика, спорт / В.М. Зациорский.– М.: Физкультура и спорт, 1969.–197 с.
  5. Зациорский В. Осторожно: статистика! / В. Зациорский //Теория и практика физической культуры, 1989.– № 2.–С. 52-55.
  6. Ким, Дж.-О. Факторный анализ: статистические методы и практические вопросы / Дж.- О. Ким, Ч.У. Мьюллер // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Пер.с англ. – М.: Финансы и статистика, 1989.– С. 5–74.
  7. Масальгин, Н.А. Многомерный статистический анализ в исследованиях по физиологии спорта // Метод. разработка для аспирантов, преподавателей и слушателей Высшей школы тренеров и факультета усовершенствования / Н.А. Масальгин, А.С. Медведев.– М., 1991.– 35 с.
  8. Самсонова, А.В. Факторный анализ. Направления применения и неиспользованные возможности /А.В. Самсонова //Вестник Балтийской Педагогической Академии.- 2005.- вып. 62.- С. 67-75
  9. Самсонова, А.В. Факторный анализ в педагогических исследованиях в области физической культуры и спорта: учеб. пособие / А.В. Самсонова, И.Э. Барникова; Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.– СПб.: [Б.и.], 2013. — 90 с.

С уважением, А.В. Самсонова