Классификация соматотипов детей по Штефко-Островскому
Описана классификация типов телосложения детей по Штефко-Островскому: астеноидного, торакального, мышечного и дигестивного. Кратко описан жизненный путь В.Г. Штефко. Приведено соотношение основных соматотипов детей в зависимости от возраста.
Классификация соматотипов детей по Штефко-Островскому
Продолжаем тему соматотипов человека и теперь рассмотрим ее применительно к детям. Самая известная в нашей стране классификация соматотипов детей предложена В.Г. Штефко и А.Д. Островским в 1929 году. Как указывается в некоторых источниках, первоначально эта классификация предназначалась для определения соматотипов как детей, так и взрослых. Однако в настоящее время используется исключительно по отношению к детям. За рубежом соматотипирование детей осуществляется по схеме Хит-Картера.
Но прежде чем мы перейдем к соматотипам детей, немного о В.Г. Штефко.
Владимир Германович Штефко
Владимир Германович Штефко (1893-1945) – выдающийся биолог, патологоанатом, антрополог, основатель отечественной школы возрастной морфологии (рис.1).
В.Г. Штефко окончил два факультета Московского университета. В 1915 году — медицинский факультет, а в 1916 году – естественное отделение физико-математического факультета. В 1919 году в Таврическом университете (Крым) он защитил магистерскую, а в 1920 году – докторскую диссертацию. В 1921 году – В.Г. Штефко работал в должности профессора анатомии Харьковского университета и Харьковского педагогического института. С 1924 по 1945 г.г. – он заведовал паталогоанатомическим отделением центрального туберкулезного института Минздрава СССР, а также с 1924 по 1933 г.г. работал в должности профессора кафедры антропологии Московского государственного университета.
В это время под руководством В.Г. Штефко выполнены многочисленные кандидатские и докторские диссертации. Он руководил большим количеством работ в Институте профзаболеваний им. В.А. Обуха, Институте охраны здоровья детей и подростков, санатория ВЦСПС им. Ленина, Московского зоопарка, Института школьной гигиены, Института кожного туберкулеза, Московского областного туберкулезного института.
Основными направлениями научных исследований В.Г. Штефко и его учеников были туберкулез (патология и морфогенез) и воздействие голода (многолетнего хронического недоедания) на детский и взрослый организм.
Немного о его работе, связанной с голодом. Анализируя изменения в росте крымских детей, перенесших голод, В. Г. Штефко сделал вывод, что « … женский организм в борьбе с внешними условиями более стоек, чем мужской. На этом основании, то преобладание в росте у девочек, которое бросается в глаза, в особенности в годы тяжелого существования, должно быть отнесено именно на большую стойкость женского организма, чем мужского». Второй важный вывод, сделанный В.Г. Штефко свидетельствует о том, что «…влияние голодания на рост наиболее пагубно действует в возрасте между 12 и 13 годами и между 8 и 9», таблица 1.
Таблица 1 – Рост детей, перенесших голодание в Крыму в 1922-1923 гг. (В. Штефко, 1925)
Возраст, лет | Мальчики | Девочки | ||||||
n | M, см | s, см | V, % | n | M, см | s, см | V, % | |
10 | 88 | 121,3 | 3,4 | 3,8 | 98 | 122,4 | 4,4 | 4,4 |
11 | 143 | 127,6 | 3,8 | 2,6 | 107 | 128,6 | 5,4 | 5,0 |
12 | 101 | 133,8 | 5,0 | 5,8 | 152 | 133,8 | 5,7 | 3,7 |
13 | 117 | 134,9 | 5,0 | 4,8 | 104 | 134,1 | 5,8 | 5,5 |
14 | 93 | 142,1 | 3,0 | 3,3 | 82 | 141,4 | 3,4 | 4,1 |
15 | 64 | 144,2 | 3,0 | 3,0 | — | — | — | — |
Примечание: n – количество исследуемых (объем выборки); М – среднее арифметическое; s — стандартное отклонение; V – коэффициент вариации.
Наши данные о физическом развитии детей, перенесших блокаду Ленинграда (И.М. Козлов, А.В. Самсонова, 2001) подтвердили результаты, полученные В.Г. Штефко (1925). Кроме того, нами установлено, что у дошкольников резко изменяются пропорции тела: отношение верхней части тела детей 4-5 лет к нижней такое же, как у новорожденных (рис. 2). Это означает, что под влиянием голода у детей, перенесших блокаду, была значительно уменьшена длина нижних конечностей по сравнению с довоенными сверстниками.
В годы Великой Отечественной войны В.Г. Штефко выполнял ряд научных исследований, важных для возвращения в строй раненных. Однако в октябре 1945 года Владимир Германович добровольно ушел из жизни. Те, кто хорошо его знали считали, что основной причиной был конфликт с руководством из-за методологии его научных исследований (В.В. Серов, 1995).
За свою короткую жизнь (52 года) В.Г. Штефко опубликовал более 220 научных статей и 25 монографий. По этому поводу В.В. Серов (1995) написал в статье, посвященной 100-летию со дня рождения В.Г. Штефко «… прошло сто лет со дня рождения Владимира Германовича, а другой, ему подобный, еще не родился».
Соматотипы детей по В.Г. Штефко и А.Д. Островскому
В.Г.Штефко и А.Д.Островский (1929) выделили четыре чистых типа телосложения: астеноидный, торакальный, мышечный и дигестивный. Оценка производилась визуально, по внешним признакам (рис.3). Эту классификацию даю по учебнику М.Г. Ткачук, Е.А. Олейник, А.А. Дюсеновой «Спортивная морфология» (2019).
Астеноидный тип
Астеноидный тип характеризуется удлиненными конечностями. У детей этого соматотипа грудная клетка удлиненная, плоская, суженная книзу. Эпигастральный угол острый[1]. Спина сутулая с резко выступающими лопатками, живот прямой. Из-за слабо выраженного подкожно-жирового слоя хорошо виден рельеф плечевого пояса и грудной клетки.
Торакальный тип
Торакальный тип (от латинского thorax – грудная клетка) отличается от астеноидного значительным развитием грудной клетки. Она имеет цилиндрическую форму, слегка уплощена, эпигастральный угол прямой. Спина нормальная, иногда с выступающими лопатками.
Мышечный тип
Мышечный тип характеризуется массивностью скелета с четко выраженными дистальными эпифизами костей. Грудная клетка цилиндрическая, округлая, одинакового размера по всей длине. Эпигастральный угол прямой. Спина с нормально выраженными изгибами, жироотложение умеренное, костный рельеф сглажен.
Дигестивный тип
Дигестивный тип характеризуется обильным жироотложением, конической формой грудной клетки, тупым эпигастральным углом. Живот выпуклый округлый, с жировыми складками. Спина нормальная или уплощенная, костный компонент хорошо выражен, скелет массивный. Из-за обильного жироотложения костный компонент сглажен.
Кроме «чистых» типов существуют и переходные, когда скелет детей несет черты двух смежных «чистых» типов. Примером могут служить торакально-мышечный и мышечно-торакальный типы, когда на первое место ставится название того типа конституции, черты которого преобладают у данного человека.
Если ребенка по сочетанию признаков нельзя отнести ни к одному типу, то его соматотип оценивается как неопределенный.
Соотношение основных соматотипов детей в зависимости от возраста
В таблице 2 представлено соотношение основных соматотипов мальчиков и девочек 7-17 лет, полученное при обследовании большой группы детей (Т.В. Панасюк, 2005). Отчетливо видно, что у детей в любом возрасте как у мальчиков (юношей), так и у девочек (девушек) преобладает торакальный соматотип.
Таблица 2 – Соотношение основных типов телосложения у мальчиков (юношей) и девочек (девушек) в возрасте от 7 до 17 лет (Т.В. Панасюк, 2005)
Возр.лет | n | А | Т | М | Д | n | Возр. лет | А | Т | М | Д |
МАЛЬЧИКИ (%) | ДЕВОЧКИ (%) | ||||||||||
7 | 168 | 15,5 | 48,8 | 32,1 | 3,7 | 114 | 7 | 17,5 | 47,4 | 21,1 | 14,0 |
8 | 152 | 17,0 | 46,0 | 28,9 | 8,1 | 105 | 8 | 22,0 | 50,8 | 13,6 | 13,6 |
9 | 96 | 16,7 | 39,6 | 37,5 | 6,2 | 110 | 9 | 16,4 | 49,2 | 16,4 | 19,0 |
10 | 100 | 12,0 | 46,0 | 34,0 | 8,0 | 92 | 10 | 17,4 | 52,2 | 17,4 | 13,0 |
11 | 128 | 9,8 | 51,0 | 34,2 | 4,2 | 86 | 11 | 27,9 | 48,8 | 16,3 | 7,0 |
12 | 117 | 12,8 | 53,8 | 23,1 | 10,0 | 96 | 12 | 20,8 | 43,8 | 25,0 | 10,4 |
13 | 80 | 18,6 | 43,8 | 31,3 | 6,3 | 95 | 13 | 31,6 | 52,6 | 10,5 | 5,3 |
14 | 81 | 18,5 | 40,8 | 29,6 | 11,1 | 95 | 14 | 15,8 | 57,9 | 21,1 | 5,3 |
15 | 110 | 19,1 | 40,9 | 30,9 | 9,1 | 84 | 15 | 14,3 | 50,0 | 28,6 | 7,1 |
16 | 84 | 16,6 | 50 | 25 | 8,3 | 100 | 16 | 15,0 | 55,0 | 25,0 | 5,0 |
17 | 90 | 22,5 | 44,4 | 23,1 | 10,2 | 108 | 17 | 12,9 | 59,0 | 24,4 | 3,7 |
Примечание: n – количество обследованных детей; А – астеноидный тип, Т – торакальный тип, М – мышечный тип, Д – дигестивный тип.
Т.В.Панасюк (2005) указывает, что выделенные соматотипы различаются не только морфологически, их носители имеют разные уровни обмена веществ, развития моторики, скоростно-силовых качеств и физической работоспособности. Также они отличаются по эндокринному статусу, психо-физиологическим характеристикам, дерматоглифике и многим другим показателям.
Литература
- Козлов, И.М. Влияние блокады на физическое развитие детей и подростков / И.М. Козлов, А.В. Самсонова //В кн. Жизнь и смерть в блокированном Ленинграде.- СПб: Дмитрий Буланин.-2001.- С. 202-226.
- Панасюк Т.В. Индивидуально-типологические особенности школьников / В кн.: С.И. Изаак, Т.В.Панасюк, Р.В.Тамбовцева Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников: Монография.– Москва – Орел: ОРАГС, 2005.– С. 81-127.
- Серов В.В. Владимир Германович Штефко – биолог, анатом, антрополог и патолог (к 100-летию со дня рождения) // Архив патологии, 1995.– № 1.– С. 76-78.
- Штефко В. Материалы по физическому развитию детей и подростков.- М.: Наркомздрав, 1925.- 50 с.
- Штефко, В.Г. Схема клинической диагностики конституциональных типов / В.Г. Штефко, А.Д. Островский. M.-Л: Госмедиздат, 1929.– 79 с.
[1] Эпигастральный (надчревный) угол – угол между 12 парой ребер.
С уважением, А.В. Самсонова