Критерии подбора компьютерных тестирующих программ
В статье сформулированы обязательные критерии подбора компьютерных тестирующих программ: возможность редактирования базы вопросов; выполнять статистическую обработку результатов тестирования; выставлять оценки на основе анализа ответов тестируемого; сохранять результаты тестирования; защищать программу от несанкционированного доступа к исходным файлам; выбирать тему тестирования.
Самсонова, А.В. Критерии подбора компьютерных тестирующих программ-оболочек / А.В. Самсонова Е.О. Алехина // Адаптивная физическая культура.– 2006.– № 3.– С. 19.
Самсонова А.В., Алехина Е.О.
КРИТЕРИИ ПОДБОРА КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТИРУЮЩИХ ПРОГРАММ-ОБОЛОЧЕК
С 2006 года Университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта включен в состав 50 вузов нашей страны, участвующих в эксперименте, суть которого состоит в переходе на кредитно-модульную систему оценки качества знаний студентов. С сентября 2006 года в этом эксперименте участвуют студенты педагогического факультета (бакалавриат) и факультета адаптивной физической культуры. Кредитно-модульная система предусматривает на этапе рубежного контроля обязательное применение компьютерного тестирования.
В настоящее время существует достаточно большое количество компьютерных тестирующих программ по различным дисциплинам: математика, физика, русский язык, биология и т.д. Однако специфика вузов требует вносить коррективы в изучаемый материал, а при использовании готовых компьютерных тестов преподаватель лишен такой возможности. Поэтому в учебном процессе вузов более предпочтительно применять компьютерные программы-оболочки, содержание тестов в которых определяет сам преподаватель. Однако выбрать подходящую тестирующую программу достаточно сложно.
Задача исследования состояла в выявлении критериев подбора компьютерных тестирующих программ-оболочек.
Для решения поставленной задачи был проведен анализ публикаций (более 100 источников), посвященных проблемам использования компьютерных технологий в образовании, а также направлений их применения. Кроме того, изучались сетевые источники (6 сайтов), содержащих описание преимуществ и недостатков компьютерных тестирующих программ, а также более 15 компьютерных тестирующих программ. При формировании критериев учитывались результаты анкетного опроса сотрудников (более 100 человек) СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта.
- Информационные технологии в обработке анкетных данных в педагогике и биомеханике спорта (электронная книга)
- Математическая статистика в спортивных исследованиях (электронная книга)
- Факторный анализ в педагогических исследованиях в области физической культуры и спорта
- Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований
Существует ряд обязательных требований, которым должны соответствовать компьютерные тестирующие программы-оболочки:
- возможность редактирования базы вопросов;
- выполнять статистическую обработку результатов тестирования;
- выставлять оценки на основе анализа ответов тестируемого;
- сохранять результаты тестирования;
- защищать программу от несанкционированного доступа к исходным файлам;
- выбирать тему тестирования;
- лимитировать время ответа на вопросы;
- варьировать количество вопросов.
На основании изучения анкет сотрудников СПбГУФК, а также анализа специфики дисциплин вуза физической культуры и принципов дистанционного обучения, были выявлены дополнительные требования:
- преподаватель должен иметь возможность использовать все формы и принципы конструирования тестовых заданий,
- возможность сохранять результаты тестирования на внешних носителях и передавать их в другие программы и приложения;
- возможность вставлять формулы, рисунки;
- возможность присваивать вопросам и ответам определенный балл, соответствующий их сложности;
- возможность программы определять сложность вопроса.
Специфика вузов физической культуры предполагает анализ техники спортивных упражнений для чего программа-оболочка должна иметь возможность формулировать тестовые вопросы с использованием видеофрагментов спортивных упражнений.
На сегодняшний день программы, полностью удовлетворяющей всем требованиям нет. Поэтому в каждом конкретном случае, необходимо выявить требования, предъявляемые к программе-оболочке.
Для проведения компьютерного тестирования в вузе можно рекомендовать программу «Конструктор тестов», которая соответствует всем базовым и ряду дополнительных требований. Программа позволяет использовать неограниченное количество тем, вопросов и ответов. Программа поддерживает пять типов вопросов, что позволяет проводить любые тесты. Тестовый вопрос может содержать музыкальный фрагмент, рисунок или видеоролик. Результаты тестирования можно распечатать а также выполнить экспорт данных в другие программы, например в текстовый редактор Word. Последовательно на одном ПК независимо друг от друга могут проходить тестирование несколько человек, входя в программу под своими именами. Программа проста в использовании, имеет удобный и понятный русский интерфейс.
2006_Samsonova_Alehina_AFK.pdf