Фазы формирования двигательного навыка

В статье «Фазы формирования двигательного навыка в период тренировочного цикла» описывается формирование двигательного навыка «зеркального письма». Полученные результаты свидетельствуют о том, что через час после проведения тренировочного занятия в формировании навыка «зеркального письма» происходит резкий скачок – значительно уменьшается время, необходимое для написания слова, что может рассматриваться как существенный прогресс в овладении навыком. Эту фазу формирования двигательного навыка  предлагается назвать  «фазой скачка». Затем, в течение двух последующих часов время написания слова не меняется, что может свидетельствовать о стабилизации двигательного навыка. Эту фазу формирования двигательного навыка предлагается назвать «фазой стабилизации».

процесс формирования нового навыка

Самсонова, А.В. Фазы формирования двигательного навыка в период тренировочного цикла / А.В. Самсонова, Е.А. Косьмина // Труды кафедры биомеханики: сборник статей. НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург /Под общей редакцией А.В. Самсоновой, В.Н. Томилова.– СПб.: [б.и.], 2009.– Вып.3.– С. 75-78.

Самсонова А.В., Косьмина Е.А.

ФАЗЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПЕРИОД ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА

«Если бы человек не имел способности к навыку, то он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед».

К.Д.Ушинский

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в теории обучения накоплен богатый материал о стадиях формирования двигательного навыка. Российские ученые (Н.А. Бернштейн, 1947; В.Д. Мазниченко, 1984; А.Г.Фалалеев, 1964) выделяют от трех до пяти фаз формирования двигательного навыка, зарубежные – до восьми (B.Grasso, 2005., W.C.Howell, 1982; R.A.Magill, 2007). Хорошо известна кривая обучения, (J. Dewey, 1986), наглядно иллюстрирующая, что процесс формирования навыка имеет фазы ускорения и плато, рис.1.

Процесс формирования навыка имеет фазы ускорения и плато
Рис.1. Процесс формирования навыка имеет фазы ускорения и плато

Однако в большинстве исследований, посвященных процессу обучения двигательным действиям, отсутствует информация о фазах формирования двигательного навыка в течение одного тренировочного цикла. В настоящей статье термином «тренировочный цикл» обозначается период, состоящий из двух фаз. Первая фаза соответствует длительности тренировочного занятия, вторая – длительности отдыха до следующего тренировочного занятия.

Цель работы заключалась в выявлении фаз формирования двигательного навыка в период одного тренировочного цикла.

МЕТОДИКА

Для достижения поставленной цели исследования был проведен эксперимент, в котором приняли участие четыре девушки в возрасте от 16 до 18 лет, имеющие низкую спортивную квалификацию.

В эксперименте исследовалось формирование навыка «зеркального письма» по Н.А.Бернштейну (1947). В качестве эталона принималось написание слова «Спорт» ведущей рукой. Эксперимент длился два дня с 10 утра первого дня и до 17 вечера второго дня. Вначале при помощи тестов определялась ведущая рука исследуемого. Затем исследуемый писал слово «Спорт» пять раз без зеркала. Измерялись следующие показатели: длина слова, мм; длительность написания пяти слов, с. После этого проводилось первое тестирование. Испытуемый левой рукой держал зеркало, а правой рукой (у всех испытуемых ведущая рука – правая) писал слово «Спорт» глядя только в зеркало. Измерялись те же показатели. Через каждые три часа проводилось тренировочное занятие, в котором испытуемый 20 раз писал слово «Спорт» зеркальным способом. Между тренировочными занятиями через каждый час проводилось тестирование, в котором испытуемый писал слово «Спорт» зеркальным способом (рис.2) пять раз.

Момент проведения эксперимента зеркального письма
Рис.2. Момент проведения эксперимента зеркального письма

Измерялись те же показатели.

Более подробно строение и функции мышц описаны в моих книгах:

РЕЗУЛЬТАТЫ

Установлено, что при первых попытках написания слова «Спорт» зеркальным способом значение длины слова составляет 39,0±0,9 мм, что в два раза превышает эталонное (20,0±1,1 мм). Когда навык зеркального письма был сформирован (то есть в последней попытке второго дня), значение длины слова «Спорт» достоверно (р> 0,05) не отличалось от эталонного.

Параллельно с уменьшением значения длины слова укорачивается время (рис.3), необходимое для его написания, что позволило нам использовать этот показатель в качестве основного критерия сформированности навыка.

Процесс формирования навыка зеркального письма
Рис. 3. Процесс формирования навыка зеркального письма

Полученные результаты свидетельствуют о том, что через час после проведения тренировочного занятия в формировании навыка «зеркального письма» происходит резкий скачок – значительно уменьшается время, необходимое для написания слова, что может рассматриваться как существенный прогресс в овладении навыком. Из этого можно сделать вывод, что в первый час после тренировки двигательный навык формируется наиболее интенсивно. Эту фазу формирования двигательного навыка в тренировочном цикле мы предлагаем назвать «фазой скачка». Затем, в течение двух последующих часов время написания слова не меняется, что может свидетельствовать о стабилизации двигательного навыка. Эту фазу формирования двигательного навыка мы предлагаем назвать «фазой стабилизации».

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Выявленные фазы формирования двигательного навыка в тренировочном цикле имеют много схожего с данными J. Dewey, (1986), рис.1. Как в нашем случае, так и в данных J. Dewey, (1986) присутствуют фазы быстрого ускорения и плато. Следовательно, на основании данных, полученных нами, можно утверждать, что после окончания тренировочного занятия в ЦНС активизируются процессы формированию навыка «зеркального письма», что приводит к скачкообразному улучшению выполнения двигательного задания. Однако навык «зеркального письма» формируется на основе уже имеющегося навыка письма и может быть рассмотрен как отрицательный перенос по навыку. Кроме того, в этом навыке задействованы мелкие группы мышц, поэтому неясно, можно ли переносить полученные результаты на двигательные навыки, в которых задействованы крупные мышечные группы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медгиз, 1947. – 255 с.
  2. Мазниченко, В.Д. Двигательные навыки в спорте: (Методические разраб.к спецкурсу для спорт.факультетов) /В.Д.Мазниченко, Малаховка: МОГИФК.– 1981. – 47с.
  3. Фалалеев, А.Г. Электроэнцефалографическая характеристика становления и совершенствования двигательного навыка у спортсменов — велосипедистов : автореф. дис. … канд. биол. наук / Белорусский гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Минск, 1964. – 23 с.
  4. Dewey, J. Democracy and Education: an introduction to the philosophy of education. Chapter 1: Education as a Necessity of Life, /J. Dewey, 1986. — P.128
  5. Grasso, B. «The three phases of skill development», Brian Mackenzie’s Successful Coaching /B.Grasso.– Issue 23, 2005. — P.39-41.
  6. Howell, W.C. Learning Phases Model Credit: Information Processing and Decision Making (Human Performance and Productivity) / W.C.Howell: N.J. Mahwah : Lawrence Erlbaum Associates.–1982. – P.86.
  7. Magill, R.A. Motor Learning and Control: Concepts and Applications. /R.A. Magill, 8th ed. New Your, NY: McGraw-Hill; 2007. – P.217.
2009_Samsonova_Kosmina_Trudy_Kaf.pdf

Похожие записи:


Сила упругости
Дано определение силы упругости и расчет её численного значения, подробно рассмотрена природа силы упругости. Приведены примеры использования силы…

Модуль Юнга (модуль упругости)
Дано описание жизни и открытий английского ученого-экциклопедиста Томаса Юнга.  Рассмотрена история открытия…

Закон Гука
Дано описание жизни и открытий Роберта Гука. Подробно рассмотрен закон Гука, его применимость и примеры расчета силы…

Отсроченное начало болезненности мышц. Стратегии лечения и факторы эффективности
Описаны симптомы, причины, теории отсроченного начала болезненности мышц (запаздывающих болезненных ощущений, DOMS), а также способы уменьшения этих болей:…

Срочные гормональные ответы у элитных тяжелоатлетов-юниоров
Изучалось изменение концентрации в крови: тестостерона, кортизола, гормона роста, бета-эндорфина и лактата у тяжелоатлетов-юниоров…

Метод «до отказа» для развития силовых способностей человека
В статье рассмотрено применение низко- средне- и высокоинтенсивного метода «до отказа» для развития силы, силовой выносливости и…

Обучение двигательным действиям без ошибок
Учебное пособие доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта,…

Методика начального обучения барьерному бегу девочек
Автореферат диссертации А.В. Самсоновой Методика начального обучения барьерному бегу девочек на основе анализа координации мышечной активности…