Фазы формирования двигательного навыка
В статье «Фазы формирования двигательного навыка в период тренировочного цикла» описывается формирование двигательного навыка «зеркального письма». Полученные результаты свидетельствуют о том, что через час после проведения тренировочного занятия в формировании навыка «зеркального письма» происходит резкий скачок – значительно уменьшается время, необходимое для написания слова, что может рассматриваться как существенный прогресс в овладении навыком. Эту фазу формирования двигательного навыка предлагается назвать «фазой скачка». Затем, в течение двух последующих часов время написания слова не меняется, что может свидетельствовать о стабилизации двигательного навыка. Эту фазу формирования двигательного навыка предлагается назвать «фазой стабилизации».
Самсонова, А.В. Фазы формирования двигательного навыка в период тренировочного цикла / А.В. Самсонова, Е.А. Косьмина // Труды кафедры биомеханики: сборник статей. НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург /Под общей редакцией А.В. Самсоновой, В.Н. Томилова.– СПб.: [б.и.], 2009.– Вып.3.– С. 75-78.
Самсонова А.В., Косьмина Е.А.
ФАЗЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПЕРИОД ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА
«Если бы человек не имел способности к навыку, то он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед».
К.Д.Ушинский
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в теории обучения накоплен богатый материал о стадиях формирования двигательного навыка. Российские ученые (Н.А. Бернштейн, 1947; В.Д. Мазниченко, 1984; А.Г.Фалалеев, 1964) выделяют от трех до пяти фаз формирования двигательного навыка, зарубежные – до восьми (B.Grasso, 2005., W.C.Howell, 1982; R.A.Magill, 2007). Хорошо известна кривая обучения, (J. Dewey, 1986), наглядно иллюстрирующая, что процесс формирования навыка имеет фазы ускорения и плато, рис.1.
Однако в большинстве исследований, посвященных процессу обучения двигательным действиям, отсутствует информация о фазах формирования двигательного навыка в течение одного тренировочного цикла. В настоящей статье термином «тренировочный цикл» обозначается период, состоящий из двух фаз. Первая фаза соответствует длительности тренировочного занятия, вторая – длительности отдыха до следующего тренировочного занятия.
Цель работы заключалась в выявлении фаз формирования двигательного навыка в период одного тренировочного цикла.
МЕТОДИКА
Для достижения поставленной цели исследования был проведен эксперимент, в котором приняли участие четыре девушки в возрасте от 16 до 18 лет, имеющие низкую спортивную квалификацию.
В эксперименте исследовалось формирование навыка «зеркального письма» по Н.А.Бернштейну (1947). В качестве эталона принималось написание слова «Спорт» ведущей рукой. Эксперимент длился два дня с 10 утра первого дня и до 17 вечера второго дня. Вначале при помощи тестов определялась ведущая рука исследуемого. Затем исследуемый писал слово «Спорт» пять раз без зеркала. Измерялись следующие показатели: длина слова, мм; длительность написания пяти слов, с. После этого проводилось первое тестирование. Испытуемый левой рукой держал зеркало, а правой рукой (у всех испытуемых ведущая рука – правая) писал слово «Спорт» глядя только в зеркало. Измерялись те же показатели. Через каждые три часа проводилось тренировочное занятие, в котором испытуемый 20 раз писал слово «Спорт» зеркальным способом. Между тренировочными занятиями через каждый час проводилось тестирование, в котором испытуемый писал слово «Спорт» зеркальным способом (рис.2) пять раз.
Измерялись те же показатели.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Установлено, что при первых попытках написания слова «Спорт» зеркальным способом значение длины слова составляет 39,0±0,9 мм, что в два раза превышает эталонное (20,0±1,1 мм). Когда навык зеркального письма был сформирован (то есть в последней попытке второго дня), значение длины слова «Спорт» достоверно (р> 0,05) не отличалось от эталонного.
Параллельно с уменьшением значения длины слова укорачивается время (рис.3), необходимое для его написания, что позволило нам использовать этот показатель в качестве основного критерия сформированности навыка.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что через час после проведения тренировочного занятия в формировании навыка «зеркального письма» происходит резкий скачок – значительно уменьшается время, необходимое для написания слова, что может рассматриваться как существенный прогресс в овладении навыком. Из этого можно сделать вывод, что в первый час после тренировки двигательный навык формируется наиболее интенсивно. Эту фазу формирования двигательного навыка в тренировочном цикле мы предлагаем назвать «фазой скачка». Затем, в течение двух последующих часов время написания слова не меняется, что может свидетельствовать о стабилизации двигательного навыка. Эту фазу формирования двигательного навыка мы предлагаем назвать «фазой стабилизации».
ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Выявленные фазы формирования двигательного навыка в тренировочном цикле имеют много схожего с данными J. Dewey, (1986), рис.1. Как в нашем случае, так и в данных J. Dewey, (1986) присутствуют фазы быстрого ускорения и плато. Следовательно, на основании данных, полученных нами, можно утверждать, что после окончания тренировочного занятия в ЦНС активизируются процессы формированию навыка «зеркального письма», что приводит к скачкообразному улучшению выполнения двигательного задания. Однако навык «зеркального письма» формируется на основе уже имеющегося навыка письма и может быть рассмотрен как отрицательный перенос по навыку. Кроме того, в этом навыке задействованы мелкие группы мышц, поэтому неясно, можно ли переносить полученные результаты на двигательные навыки, в которых задействованы крупные мышечные группы.
ЛИТЕРАТУРА
- Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медгиз, 1947. – 255 с.
- Мазниченко, В.Д. Двигательные навыки в спорте: (Методические разраб.к спецкурсу для спорт.факультетов) /В.Д.Мазниченко, Малаховка: МОГИФК.– 1981. – 47с.
- Фалалеев, А.Г. Электроэнцефалографическая характеристика становления и совершенствования двигательного навыка у спортсменов — велосипедистов : автореф. дис. … канд. биол. наук / Белорусский гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Минск, 1964. – 23 с.
- Dewey, J. Democracy and Education: an introduction to the philosophy of education. Chapter 1: Education as a Necessity of Life, /J. Dewey, 1986. — P.128
- Grasso, B. «The three phases of skill development», Brian Mackenzie’s Successful Coaching /B.Grasso.– Issue 23, 2005. — P.39-41.
- Howell, W.C. Learning Phases Model Credit: Information Processing and Decision Making (Human Performance and Productivity) / W.C.Howell: N.J. Mahwah : Lawrence Erlbaum Associates.–1982. – P.86.
- Magill, R.A. Motor Learning and Control: Concepts and Applications. /R.A. Magill, 8th ed. New Your, NY: McGraw-Hill; 2007. – P.217.