Фазы формирования двигательного навыка

В статье "Фазы формирования двигательного навыка в период тренировочного цикла" описывается формирование двигательного навыка "зеркального письма". Полученные результаты свидетельствуют о том, что через час после проведения тренировочного занятия в формировании навыка «зеркального письма» происходит резкий скачок – значительно уменьшается время, необходимое для написания слова, что может рассматриваться как существенный прогресс в овладении навыком. Эту фазу формирования двигательного навыка  предлагается назвать  «фазой скачка». Затем, в течение двух последующих часов время написания слова не меняется, что может свидетельствовать о стабилизации двигательного навыка. Эту фазу формирования двигательного навыка предлагаетя назвать «фазой стабилизации».

2009_Samsonova_Kosmina_Trudy_Kaf.pdf

 

Самсонова, А.В. Фазы формирования двигательного навыка в период тренировочного цикла / А.В. Самсонова, Е.А. Косьмина // Труды кафедры биомеханики: сборник статей. НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург /Под общей редакцией А.В. Самсоновой, В.Н. Томилова.– СПб.: [б.и.], 2009.– Вып.3.– С. 75-78.

Самсонова А.В., Косьмина Е.А.

ФАЗЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА В ПЕРИОД ТРЕНИРОВОЧНОГО ЦИКЛА

«Если бы человек не имел способности к навыку, то он не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед».

К.Д.Ушинский

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в теории обучения накоплен богатый материал о стадиях формирования двигательного навыка. Российские ученые (Н.А. Бернштейн, 1947; В.Д. Мазниченко, 1984; А.Г.Фалалеев, 1964) выделяют от трех до пяти фаз формирования двигательного навыка, зарубежные – до восьми (B.Grasso, 2005., W.C.Howell, 1982; R.A.Magill, 2007). Хорошо известна кривая обучения, (J. Dewey, 1986), наглядно иллюстрирующая, что процесс формирования навыка имеет фазы ускорения и плато, рис.1.

Фазы формирования двигательного навыка
Рис. 1. Кривая обучения (J. Dewey, 1986) рисунок модифицирован

 

Однако в большинстве исследований, посвященных процессу обучения двигательным действиям, отсутствует информация о фазах формирования двигательного навыка в течение одного тренировочного цикла. В настоящей статье термином «тренировочный цикл» обозначается период, состоящий из двух фаз. Первая фаза соответствует длительности тренировочного занятия, вторая – длительности отдыха до следующего тренировочного занятия.

Цель работы заключалась в выявлении фаз формирования двигательного навыка в период одного тренировочного цикла.

МЕТОДИКА

Для достижения поставленной цели исследования был проведен эксперимент, в котором приняли участие четыре девушки в возрасте от 16 до 18 лет, имеющие низкую спортивную квалификацию.

В эксперименте исследовалось формирование навыка «зеркального письма» по Н.А.Бернштейну (1947). В качестве эталона принималось написание слова «Спорт» ведущей рукой. Эксперимент длился два дня с 10 утра первого дня и до 17 вечера второго дня. Вначале при помощи тестов определялась ведущая рука исследуемого. Затем исследуемый писал слово «Спорт» пять раз без зеркала. Измерялись следующие показатели: длина слова, мм; длительность написания пяти слов, с. После этого проводилось первое тестирование. Испытуемый левой рукой держал зеркало, а правой рукой (у всех испытуемых ведущая рука – правая) писал слово «Спорт» глядя только в зеркало. Измерялись те же показатели. Через каждые три часа проводилось тренировочное занятие, в котором испытуемый 20 раз писал слово «Спорт» зеркальным способом. Между тренировочными занятиями через каждый час проводилось тестирование, в котором испытуемый писал слово «Спорт» зеркальным способом (рис.2) пять раз.

Фазы формирования двигательного навыка
Рис. 2. Пример выполнения упражнения

Измерялись те же показатели.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Установлено, что при первых попытках написания слова «Спорт» зеркальным способом значение длины слова составляет 39,0±0,9 мм, что в два раза превышает эталонное (20,0±1,1 мм). Когда навык зеркального письма был сформирован (то есть в последней попытке второго дня), значение длины слова «Спорт» достоверно (р> 0,05) не отличалось от эталонного.

Параллельно с уменьшением значения длины слова укорачивается время (рис.3), необходимое для его написания, что позволило нам использовать этот показатель в качестве основного критерия сформированности навыка.

Фазы формирования двигательного навыка
Рис. 3. График изменения времени написания слова

Полученные результаты свидетельствуют о том, что через час после проведения тренировочного занятия в формировании навыка «зеркального письма» происходит резкий скачок – значительно уменьшается время, необходимое для написания слова, что может рассматриваться как существенный прогресс в овладении навыком. Из этого можно сделать вывод, что в первый час после тренировки двигательный навык формируется наиболее интенсивно. Эту фазу формирования двигательного навыка в тренировочном цикле мы предлагаем назвать «фазой скачка». Затем, в течение двух последующих часов время написания слова не меняется, что может свидетельствовать о стабилизации двигательного навыка. Эту фазу формирования двигательного навыка мы предлагаем назвать «фазой стабилизации».

ОБСУЖДЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Выявленные фазы формирования двигательного навыка в тренировочном цикле имеют много схожего с данными J. Dewey, (1986), рис.1. Как в нашем случае, так и в данных J. Dewey, (1986) присутствуют фазы быстрого ускорения и плато. Следовательно, на основании данных, полученных нами, можно утверждать, что после окончания тренировочного занятия в ЦНС активизируются процессы формированию навыка «зеркального письма», что приводит к скачкообразному улучшению выполнения двигательного задания. Однако навык «зеркального письма» формируется на основе уже имеющегося навыка письма и может быть рассмотрен как отрицательный перенос по навыку. Кроме того, в этом навыке задействованы мелкие группы мышц, поэтому неясно, можно ли переносить полученные результаты на двигательные навыки, в которых задействованы крупные мышечные группы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бернштейн, Н.А. О построении движений / Н.А. Бернштейн. – М.: Медгиз, 1947. – 255 с.
  2. Мазниченко, В.Д. Двигательные навыки в спорте: (Методические разраб.к спецкурсу для спорт.факультетов) /В.Д.Мазниченко, Малаховка: МОГИФК.– 1981. – 47с.
  3. Фалалеев, А.Г. Электроэнцефалографическая характеристика становления и совершенствования двигательного навыка у спортсменов - велосипедистов : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Белорусский гос. ун-т им. В. И. Ленина. – Минск, 1964. – 23 с.
  4. Dewey, J. Democracy and Education: an introduction to the philosophy of education. Chapter 1: Education as a Necessity of Life, /J. Dewey, 1986. - P.128
  5. Grasso, B. "The three phases of skill development", Brian Mackenzie's Successful Coaching /B.Grasso.– Issue 23, 2005. - P.39-41.
  6. Howell, W.C. Learning Phases Model Credit: Information Processing and Decision Making (Human Performance and Productivity) / W.C.Howell: N.J. Mahwah : Lawrence Erlbaum Associates.–1982. – P.86.
  7. Magill, R.A. Motor Learning and Control: Concepts and Applications. /R.A. Magill, 8th ed. New Your, NY: McGraw-Hill; 2007. – P.217.