Гипертрофия скелетных мышц

Гипертрофия скелетных мышц человека (очная форма обучения)

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

ГИПЕРТРОФИЯ СКЕЛЕТНЫХ МЫШЦ ЧЕЛОВЕКА

ОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

по направлению подготовки 49.04.01 — Физическая культура

6 курс 11 семестр                                                  (2016/2017 учебный год)

Базовый модуль

 

 

Тема или задание

текущей аттестационной работы

Виды аттестации

Аудиторная или внеаудиторная работа

Min

баллов

Max

баллов

(ТК 1)

Типы скелетных мышц. Методы оценки объема скелетных мышц. Скелетная мышца как орган. Соматотип. Типы мышечных волокон и методы их оценки.

Текущий

контроль

Аудиторная

5

10

(ТК 2)

Состав и строение мышечного волокна, миофибриллы, саркомера, тонкого и толстого филаментов. Биохимические процессы, протекающие на уровне мышечного волокна.

Аудиторная

5

10

(ТК 3)

ДЕ и управление ими со стороны ЦНС. Обмен белков в организме человека

Аудиторная

5

10

(ТК 4)

Гипотезы гипертрофии. Гипертрофия и режимы работы мышц. Гипертрофия и метод «до отказа». Дополнительные вопросы из всех тем.  Доклад по тематике реферата.

Аудиторная

5

10

(ТК-5) Перевод иностранной статьи или написание реферата (по материалам статей, опубликованных в российских и иностранных источниках).

Внеаудиторная

8

30

Итого минимум:

28

70

Промежуточный контроль (зачет)

22

30

Итого минимум:

50

100

Дополнительный модуль

п.п.

Сроки проведения Виды деятельности Количество

баллов

1 По расписанию

преподавателя

Факторы, влияющие на гипертрофию скелетной мышцы

10

2 Реферат по материалам статей, опубликованных в российских и иностранных источниках

40

 

ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятие адаптации и стресса.
  2. Гипертрофия скелетных мышц – адаптация скелетных мышц человека к физическим нагрузкам.
  3. Этапы адаптации организма человека к физическим нагрузкам.
  4. Условия адаптации организма человека к физическим нагрузкам.
  5. Скелетная мышца как орган.
  6. Параметры, определяющие объем мышцы.
  7. Понятия гипертрофии и гиперплазии мышечных волокон.
  8. Влияние тренировки на параметры, определяющие объем мышцы.
  9. Влияние возраста на гипертрофию скелетных мышц человека.
  10. Типы мышечных волокон. Их характеристика.
  11. Факторы, влияющие на композицию мышечных волокон.
  12. Прямые методы оценки композиции мышечных волокон.
  13. Физиологические методы оценки композиции мышечных волокон.
  14. Биомеханические методы оценки композиции мышечных волокон.
  15. Эмпирические методы оценки композиции мышечных волокон.
  16. Понятие двигательной единицы (ДЕ). Типы двигательных единиц.
  17. Механизмы регуляции уровня силы, развиваемой мышцей.
  18. Состав и строение мышечного волокна.
  19. Параметры, определяющие объем мышечного волокна.
  20. Понятия миофибриллярной и саркоплазматической гипертрофии.
  21. Биохимические процессы, происходящие на уровне мышечного волокна при сокращении и расслаблении мышцы.
  22. Энергетическое обеспечение мышечной деятельности.
  23. Состав и структура миофибриллы и саркомера.
  24. Параметры, определяющие объем миофибриллы.
  25. Строение толстого филамента
  26. Строение тонкого филамента.
  27. Состав и структура Z и M дисков.
  28. Механика мышечного сокращения.
  29. Гипотезы миофибриллярной гипертрофии. Краткая характеристика.
  30. Энергетическая гипотеза миофибриллярной гипертрофии.
  31. Гипотеза ацидоза.
  32. Гипотеза гипоксии.
  33. Механическое повреждение мышечных волокон – основной механизм миофибриллярной гипертрофии.
  34. Запаздывающие болезненные ощущения. Причины.
  35. Саркоплазматическая гипертрофия. Характеристика изменений в скелетных мышцах при саркоплазматической гипертрофии.
  36. Механизм саркоплазматической гипертрофии.
  37. Механизмы гиперплазии мышечных волокон.
  38. Строение и функции нуклеиновых кислот.
  39. Строение молекулы белка.
  40. Переваривание и всасывание белков.
  41. Катаболизм белков в мышечных волокнах.
  42. Синтез белков в мышечных волокнах.
  43. Миофибриллогенез.
  44. Мионуклеарный домен. Факторы, влияющие на объем мионуклеарного домена.
  45. Изменение мионуклеарного домена под воздействием гипертрофической тренировки.
  46. Концепции, объясняющие повышенный синтез белков в организме человека.
  47. Мышечная память. Механизмы мышечной памяти.
  48. Механизм влияния физической нагрузки с отягощениями разного веса на гипертрофию скелетных мышц.
  49. Механизм влияния физической нагрузки, выполняемой в различных режимах мышечного сокращения на гипертрофию скелетных мышц.
  50. Механизм влияния физической нагрузки, выполняемой методом «до отказа» на гипертрофию скелетных мышц.

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

Общая информация

При изучении дисциплины «Гипертрофия скелетных мышц человека» магистрант  магстрант  может получить 70 баллов за выполнение заданий текущего контроля:

ТК № 1 до 10 баллов;

ТК № 2 до 10 баллов;

ТК № 3 до 10 баллов;

ТК № 4 до 10 баллов

ТК № 5 до 30 баллов;

От 22 до 30 баллов студент получает за сдачу зачета. Допуск к зачету получают магистранты, набравшие не менее 20 баллов. Студент, набравший 50 и более баллов имеет право не сдавать зачет по дисциплине.

Содержание и критерии оценки текущего контроля

Текущий контроль

Критерии оценки выполнения задания:

5 баллов – 5 правильных ответов;

6 баллов – 6 правильных ответов;

7 баллов – 7 правильных ответов;

8 баллов – 8 правильных ответов;

9 баллов – 9 правильных ответов;

10 баллов – 10 правильных ответов.

Текущий контроль № 1

Текущий контроль № 1 проводится 18.09.2017-20.09.2017При его проведении оцениваются знания студентов, полученные на лекционных занятиях и при работе с учебно-методической и научной литературой. Текущий контроль № 1 проводится в виде теста. За выполнение заданий ТК_1 студент может получить от 5 до 10 баллов. Необходимо повторить информацию из глав 1,2,3 учебного пособия А.В.Самсоновой «Гипертрофия скелетных мышц человека» + конспектов лекций.

Текущий контроль № 2

Текущий контроль № 2 проводится 2.10.2017-4.10.2017. При его проведении оцениваются знания студентов, полученные на лекционных занятиях и при работе с учебно-методической и научной литературой. Текущий контроль № 2 проводится в виде теста. За выполнение заданий ТК_2 студент может получить от 5 до 10 баллов. Необходимо повторить информацию из глав 4,5 учебного пособия А.В. Самсоновой «Гипертрофия скелетных мышц человека» + конспектов лекций.

Текущий контроль № 3

Текущий контроль № 3 проводится 9.10.2017-11.10.2017 При его проведении оцениваются знания студентов, полученные на лекционных занятиях и при работе с учебно-методической и научной литературой. Текущий контроль № 3 проводится в виде теста. За выполнение заданий ТК_3 студент может получить от 5 до 10 баллов. Необходимо повторить информацию из глав 6, 7 учебного пособия А.В. Самсоновой «Гипертрофия скелетных мышц человека» + конспектов лекций.

Текущий контроль № 4

Текущий контроль № 3 проводится 16.10.2017-18.10.2017. При его проведении оцениваются знания студентов, полученные на лекционных занятиях и при работе с учебно-методической и научной литературой. Текущий контроль № 4 проводится в виде теста. За  ТК_4 студент может получить от 5 до 10 баллов. Необходимо повторить информацию из глав 8 учебного пособия А.В. Самсоновой «Гипертрофия скелетных мышц человека» + конспектов всех лекций.

 

Текущий контроль № 5. Все переводы сдать не позднее 16.10.2017

Human Skeletal Muscle Hypertrophy;

EVIDENCE-BASED RESISTANCE TRAINING RECOMMENDATIONS FOR MUSCULAR HYPERTROPHY;

Muscles and Muscle Tissue;

Effect of Training Leading to Repetition Failure on Muscular Strength: A Systematic Review and Meta-Analysis;

Muscular Strength and Endurance.

Задания текущего контроля № 5 студенты выполняют во внеаудиторное время. 

Студенты должны написать реферат  по предлагаемой тематике или перевести статью. Реферат пишется по выбранной теме (список тем для написания реферата приведен ниже). За написание реферата студент может получить от 8 до 30 баллов. Выбор статьи для анализа и перевода студент согласовывает с преподавателем. Выбор темы для написания реферата студент согласовывает с преподавателем.

Критерии оценки выполнения задания (перевод иностранной статьи):

8 баллов – иностранный источник переведен не полностью. Стиль изложения нуждается в коррекции, отсутствуют рисунки. Не указано название статьи и Ф.И.О. магистранта, выполнившего перевод. Отсутствует электронная копия перевода.

15 баллов – иностранный источник переведен полностью. Стиль изложения нуждается в коррекции. Отсутствуют рисунки. Не указано название статьи и Ф.И.О. магистранта, выполнившего перевод.

20 баллов – иностранный источник переведен полностью. Стиль изложения высокий. В реферате отсутствуют необходимые рисунки.

30 баллов – иностранный источник переведен полностью. Стиль изложения — высокий.  В реферате присутствуют необходимые рисунки и перевод подписи под рисунком. Есть электронная копия перевода. Перевод статьи оформлен в полном соответствии с предлагаемой формой (см. образец выполнения перевода статьи).

Образец выполнения перевода статьи

Файл с переводом статьи должен содержать ФИО магистранта. Файл с переводом статьи необходимо послать по адресу: spb_biomechanics@rambler.ru  Тема: Перевод статьи Ф.И.О. Копию перевода распечатать и сдать преподавателю.

Критерии оценки выполнения задания (написание реферата по выбранной студентом тематике).

В качестве источника использовать только статьи из научных журналов на русском или иностранном языках, авторефераты диссертаций или диссертации, на которые нет ссылок в монографии «Гипертрофия скелетных мышц человека». Приложить оригинал в виде ксерокопии или в электронном виде. Тема: реферат статьи Ф.И.О.

8 баллов – использован один источник.

15 баллов – использован один источник, опубликованный не ранее 2008 года.

20 баллов – использовано два источника.

30 баллов – использовано два источника, один из которых опубликован не ранее 2008 года.

Файл реферата  должен содержать ФИО магистранта. Файл реферата необходимо послать по адресу: spb_biomechanics@rambler.ru

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

 

  1. Гипертрофия скелетных мышц у детей (возрастной аспект).
  2. Гипертрофия скелетных мышц у мужчин и женщин.
  3. Гипертрофия скелетных мышц у лиц зрелого и старческого возраста (возрастной аспект).
  4. Саркопения.
  5. Гиперплазия мышечных волокон.
  6. Гиперплазия миофибрилл.
  7. Гиперплазия митохондрий.
  8. Атрофия скелетных мышц.
  9. Механизмы атрофии скелетных мышц.
  10. Механизмы миофибриллярной гипертрофии.
  11. Механизмы саркоплазматической гипертрофии.
  12. Данные о композиции мышечных волокон у людей, не занимающихся спортом.
  13. Данные о композиции мышечных волокон у детей.
  14. Данные о композиции мышечных волокон у лиц преклонного возраста.
  15. Данные о композиции мышечных волокон у мужчин и женщин.
  16. Данные о композиции мышечных волокон у спринтеров.
  17. Данные о композиции мышечных волокон у спортсменов, тренирующихся на выносливость.
  18. Данные о композиции мышечных волокон у бодибилдеров, пауэрлифтеров или тяжелоатлетов.
  19. Влияние анаболических стероидов на гипертрофию скелетных мышц.
  20. Механизмы синтеза белка в мышечных волокнах.
  21. Катаболизм белков в мышечных волокнах.
  22.  Состав и структура скелетной мышцы.
  23. Состав и структура миофибриллы.
  24. Состав и структура саркомера.
  25. Состав и структура толстого филамента.
  26. Состав и структура тонкого филамента.
  27. Состав и структура Z-диска.
  28. Состав и структура М-диска.
  29. Миофибриллогенез.
  30.  Влияние различных методов тренировки на гипертрофию скелетных мышц.
  31. Влияние различных режимов тренировки на гипертрофию скелетных мышц.
  32. Концепции, объясняющие повышенный синтез белка в скелетных мышцах.