Гипертрофия скелетных мышц

Объемные требования к экзамену

 

БИОМЕХАНИКА ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

Методические указания для студентов по самостоятельной работе

 

Студент, пропустивший практические или лабораторные занятия без уважительной причины, вынужден будет самостоятельно отрабатывать занятие или пользоваться дополнительными учебными часами работы с преподавателем.

Учебно-исследовательские работы по всему курсу биомеханики (УИРС №№ 1-3) следует оформлять согласно требованиям, изложенных в работе. При защите УИРС студент излагает преподавателю теоретическое обоснование выводов и практических рекомендаций. Поощряется выполнение УИРС по материалам собственных исследований студента, самостоятельно полученных или взятых у руководителей на практических кафедрах.

 

Критерии оценивания всех видов контроля

Критерии оценивания направлены на определение уровня сформированности компетенции и в зависимости от конкретной деятельности позволяют ранжировать результаты обучения студента.

Контроль знаний студентов на кафедре осуществляется в виде трех текущих (ТК) и рубежного (РК) контролей, проводимых на практических занятиях в соответствии с графиком технологической карты.

Интервал возможных баллов за текущие контроли знаний (ТК) указан в технологической карте и определяется сложностью и значимостью знаний по оцениваемой работе. Нижний предел (минимальный балл) (пороговый уровень сформированности компетенции) выставляется в случае правильного и самостоятельного выполнения практического задания. Максимальный балл по контролю (повышенный уровень сформированности компетенции) студент получает после проверки его теоретических знаний в виде устных вопросов. Максимальный бал может быть получен только при своевременной сдаче текущего контроля на предусмотренном программой занятии.

 

ТК №1. Предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения практических работ, входящих в задание этапов УИРС №1 — «Биомеханический анализ упражнений с сохранением положения тела». Контролируется умение студента проводить научный анализ результатов исследований и способность к анализу упражнений с сохранением равновесия. Нижний предел (пороговый уровень) приносит 4 балла, а каждый правильный ответ на три вопроса по 2 балла позволяет набрать максимально 10 баллов.

 

ТК №2. Предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения практических заданий, входящих в УИРС №2 «Анализ механизма взаимодействия с опорой». Контролируется умение студента формулировать принципы научного анализа результатов практической работы. Нижний предел (пороговый уровень) приносит 2 балла, а каждый правильный ответ на четыре вопроса по работе приносит по 2 балла, что позволяет набрать максимально 10 баллов.

 

ТК №3. Предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения практических расчетов и их обобщения по этапам УИРС №3: «Анализ механизма вращения тела». Контролируется умение студента прогнозировать возможность использования результатов исследований для повышения эффективности практической деятельности. Нижний предел (пороговый уровень) приносит 2 балла, а каждый правильный ответ на четыре вопроса по теме УИРС №3 приносит по 2 балла, что позволяет набрать максимально 10 баллов.

 

Контрольная работа – предполагает проверку правильности и самостоятельности выполнения контрольной работы. Контролируется умение студента проводить научный анализ результатов исследования (по УИРС 1-3), давать оценку и рекомендации по технике выполнения двигательных действий. Нижний предел (пороговый уровень) приносит 15 баллов, умение безошибочно проводить научный анализ на основе теоретических знаний позволяет получить 30 баллов. Ошибки в выводах и рекомендациях снижают оценку в каждом из трех заданий до 8 и 6 баллов соответственно.

 

Рубежный контроль. На этом контроле проверяются знания студентов по всему курсу на основе объемных требований или вопросов к экзамену. За каждый ответ студент получает 2 балла, соответственно, за 5 положительных ответов – 10 баллов, что является верхним пределом оценивания. Нижний предел – 5 баллов.

 

Все текущие контроли и рубежный контроль в соответствии со стандартом НГУ им. П.Ф. Лесгафта не пересдаются. Срок сдачи всех видов контролей устанавливается технологической картой. После установленного срока студенты, пропустившие указанные виды контроля, получают за него нулевой балл.

 

Студенты, набравшие от 20 до 50 баллов, имеют право сдавать промежуточный контроль (ПК) по билетам в виде экзамена, что позволяет им добрать недостающие до необходимой оценки баллы. В каждом билете предлагается три вопроса из перечня объемных требований, которые включают материал лекционных и практических занятий.

Студенты, набравшие 50 баллов по всем видам контроля, автоматически получают оценку «удовлетворительно» и имеют право участвовать в промежуточном контроле.

Студенты, набравшие менее 50 баллов после всех видов контроля, получают оценку «неудовлетворительно».

 

Промежуточный контроль проводиться в виде устного экзамена, включающего все темы программы:

  • если студент твердо усвоил программный материл, обнаружил глубокое его понимание, исчерпывающе его изложил и обосновал свои выводы – 30 баллов;
  • если студент проявил знания, в основном совпадающие с критериями для оценки в 30 баллов, но допустил незначительные ошибки в ответе, которые сам устранил после замечания экзаменатора – 29 баллов;
  • если студент знает программный материал, относящийся к вопросам билета, но при ответе на теоретический вопрос допустил ошибку – 27 – 28 баллов;
  • если студент знает программный материал, относящийся к вопросам билета, на поставленные вопросы ответил правильно, но обращался за помощью к преподавателю – 25 — 26 баллов;
  • если студент проявил понимание, лишь основного учебного материала, смог ответить на теоретические вопросы, лишь по наводящим вопросам экзаменатора – 22 балла.

 

Объемные требования и вопросы к экзамену

 

  1. История развития биомеханики.
  2. Предмет биомеханики.
  3. Задачи биомеханики.
  4. Проблемы современной биомеханики.
  5. Аппарат движения человека с точки зрения биомеханики.
  6. Биокинематические пары и цепи.
  7. Степени свободы и связи. Определение числа степеней свободы с использованием модельных представлений об ОДА человека.
  8. Звенья тела как рычаги. Условия равновесия костных рычагов.
  9. Силы, действующие на опорно-двигательный аппарат человека (внешние и внутренние силы, активные и реактивные).
  10. Биомеханические свойства мышц.
  11. Трехкомпонентная модель мышцы.
  12. Характеристическая зависимость "длина – сила" мышцы.
  13. Характеристическая зависимость "скорость — сила" сокращения мышцы.
  14. Типы мышечных волокон, двигательные единицы.
  15. Биомеханические факторы, влияющие на: а) значение силы тяги мышц; б) значение мышечного момента.
  16. Общая характеристика статических положений.
  17. Условия равновесия звеньев тела в статическом положении.
  18. Моменты силы тяжести звеньев тела относительно суставов.
  19. Механизм фиксации позы в статическом положении.
  20. Устойчивость равновесия статического положения. Виды устойчивости равновесия.
  21. Динамический и статический показатели устойчивости равновесия.
  22. Анализ условий дыхания в статическом положении.
  23. Системы отсчета расстояний и времени.
  24. Пространственные кинематические характеристики и их роль в анализе техники спортивных движений.
  25. Временные кинематические характеристики и их роль в анализе техники спортивных движений.
  26. Пространственно-временные кинематические характеристики и их роль в анализе техники спортивных движений.
  27. Закон движения материальной точки.
  28. Поступательное движение тела.
  29. Вращательное движение тела.
  30. Взаимосвязь кинематических характеристик поступательного и вращательного движения тела.
  31. Две задачи динамики и их роль в анализе техники движений.
  32. Основной закон динамики для поступательного и вращательного движений.
  33. Момент инерции тела спортсмена. Момент инерции тела как регулирующий фактор в управлении вращательным движением.
  34. Динамические характеристики: сила и момент силы.
  35. Импульс силы и импульс момента силы. Обосновать использование этих динамических характеристик в анализе техники спортивных движений.
  36. Механизм отталкивания от опоры. Факторы, формирующие импульс силы отталкивания.
  37. Определение импульса силы по тензодинамограмме.
  38. Работа силы (работы силы тяжести, упругой силы, силы трения). Работа момента силы. Использование этих характеристик в анализе техники спортивных движений.
  39. Количество движения тела. Обосновать использование этой динамической характеристики при анализе техники спортивных движений.
  40. Кинетический момент (момент количества движения). Обосновать использование этой динамической характеристики при анализе техники спортивных движений.
  41. Кинетическая и потенциальная энергии.
  42. Теорема о движении центра масс и ее применение в анализе техники спортивных движений.
  43. Закон сохранения движения центра масс и его роль в объяснении вопросов управления двигательными действиями.
  44. Теорема об изменении количества движения и ее применение при анализе техники спортивных движений.
  45. Закон сохранения количества движения и его роль в объяснении вопросов управления двигательными действиями.
  46. Теорема об изменении кинетического момента и ее применение при анализе техники спортивных движений.
  47. Закон сохранения кинетического момента и его роль в объяснении вопросов управления двигательными действиями.
  48. Управление вращением с изменением кинетического момента
  49. Управление вращением с сохранением кинетического момента
  50. Управление вращением без начальной угловой скорости.